Турбокомпрессоры для а/м ДАФ 105XF дороги в обслуживании, если использовать в основном оригинальные комплектующие, но это необходимость! Выход из строя турбины на данный автомобиль может отразиться на работе двигателя и зачастую привести к его поломке. Поэтому подход к ремонту и профилактике этих турбин должен быть очень серьезным и ответственным.
Рассмотрим всё подробно и с профессиональным подходом.
Турбины на этом грузовике ДАФ 105 работают на очень больших оборотах с предельными нагрузками, и завод-производитель турбокомпрессоров изначально, возможно, не совсем учёл это. Зачастую поломка этой турбины ведёт к повреждению и поломке двигателя, однако иногда, хоть и гораздо реже, это тоже надо знать, происходит наоборот: двигатель, или посторонние предметы «наносят удар» по турбине — и, как следствие, происходит поломка турбины и часто дальнейшая поломка двигателя. Начнём объяснение по порядку, с более простого и тоже часто встречающегося в практике варианта. Что мы имеем в виду когда говорим что двигатель «наносит удар» по турбине? Продукты разрушения двигателя (чаще небольшие части, но иногда и довольно большие куски, например, куски клапана, седла клапана и др.) летят в выпускной коллектор и проходя через корпус турбины ТКР (чугунный коллектор), повреждают (в буквальном смысле “бьют”) по лопастям турбинного колеса на оборотах (по лопастям вала по газовой части). Иногда это приводит к изгибу или поломке ротора (вала) и повреждению колеса компрессора (воздушной лопасти), и как следствие – к полной поломке турбины ДАФ. Такое может происходить не только в случае с автомобилями ДАФ, но и со всеми другими автомобилями всех марок – ничего нового. Почти каждый день нам привозят в ремонт турбины с подобным повреждением, на легковые и грузовые а/м. Все признаки такой ситуации часто могут быть выявлены при внимательной разборке вышедшего из строя турбокомпрессора, и желательно сразу после поломки», т е когда двигатель а/м был заглушен сразу после первых признаков такой ситуации (резкая потеря мощности, часто сопровождающаяся хлопком, синий дым из выхлопной трубы и без него и т. д.).
Следующий вариант поломки турбины не по причине «слабости» самой турбины, а по причине попадания «посторонних предметов». Происходит такое, когда со стороны воздушного тракта, вследствие его повреждения или повреждения воздушного фильтра летят посторонние предметы, песок, камни и т. д., которые повреждают компрессорное колесо (воздушную лопасть), что приводит к дисбалансу ротора, а иногда изгибу ротора, когда всасываются относительно «крупные предметы» и далее, быстрому износу и поломке ротора турбины, что часто и влечёт за собой так называемый «удар по двигателю», т е быстрое закачивание давления масла через поломанный ротор (вал) в интеркулер и далее, в поршневую группу двигателя.
Основной вариант поломки турбины ДАФ 105XF, пожалуй он и является более частым и распространённым – это поломка компрессорного колеса (воздушной лопасти) на больших оборотах из-за слабости сплава металла, или “усталости” металла лопасти. В этом случае ломает на оборотах воздушную лопасть, далее часто ломает ротор (вал) – и тогда, как следствие, зачастую возникают дальнейшие проблемы с двигателем, т е происходит, как выше говорили, закачивание масла под давлением в поршневую группу и как правило первый удар» принимает на себя шестой цилиндр, в котором гнёт шатун и иногда даже повреждает поверхность гильзы цилиндра и т д.
Здесь также необходимо различать поломку лопасти и ротора из-за вопросов не только по сплаву и слабости металла, но и такую же поломку лопасти из-за износа подшипников турбины. Т.е., при износе подшипников турбины, увеличивается люфт ротора – и на больших оборотах или при переключении передачи лопасть, чуть касаясь корпуса компрессора (воздушной улитки) от резонансных явлений, ломается (часто в паре с ротором турбины).
Вот мы с Вами и рассмотрели три причины выхода из строя турбины на ДАФ 105, одна из которых является наиболее частой.
Особое значение описанные причины неисправности турбины приобретают для автомобилей ДАФ ХF105, так как на них турбины работают зачастую на предельных оборотах. Аналогично дело обстоит для турбин на а/м МАН TGA и TGX (430-460 л с), только в этом случае слабым местом» является ротор турбины и совсем редко, компрессорное колесо. Именно из-за больших оборотов слабым местом турбокомпрессоров для а/м ДАФ 105XF является компрессорное колесо (воздушная лопасть), редко и ротор турбины. Поэтому, для оригинальных турбин производителя ККК Borg Warner на а/м ДАФ 105XF используются “усиленные роторы” и “усиленные компрессорные колёса” с применением определённых сплавов металлов и технологий. Кроме того, для распределения нагрузок и для снижения образования микротрещин используется так называемая «нарезка» – технологический процесс фрезерования компрессорного колеса.
Теперь небольшая личная ремарка в отношении поломки компрессорных колёс турбокомпрессора и постоянного совершенствования их сплавов и технологий производства заводом-изготовителем, чтобы сократить количество «слабых мест» данного автомобиля, тем самым уменьшить затраты и головные боли владельцам этих грузовиков. Так вот, думаю, необходимо было изначально более корректно рассчитать взаимосвязь топливной аппаратуры, электрики (зажигания),возможно коробки и мостов, получив нужный крутящий момент» и все вопросы по поломке турбины и от этого далее часто двигателя, были бы исключены в таких больших объёмах. Минус в этом, это меньше работы СТО и турбинным организациям и больше проблем владельцам этих машин, это так, личное изречение.
Самым прочным и надёжным на сегодняшний день компрессорным колесом является “титановая лопасть” из сплава титана с определённым весом и толщиной металла. Такую лопасть начал часто применять и завод-изготовитель в турбокомпрессорах для а/м ДАФ 105XF, начиная с 2015 года выпуска.
Ремонт турбин ДАФ 105XF
Учитывая всё вышеописанное, можно сделать вывод, что необходимо вовремя проводить профессиональный капремонт турбокомпрессора на ДАФ 105XF для предупреждения его поломки и дальнейшей поломки двигателя. При ремонте турбины необходимо учитывать замену корпуса подшипников (это требуется не всегда), замену ротора турбины, всех подшипников и уплотнительных колец, замену колеса компрессора, т е воздушной лопасти на оригинальную, или максимально близкую к оригинальной. Диагностика турбины на ДАФ 105 при нормальной работе и эксплуатации двигателя должна проводиться, начиная с 400-500 тыс. км пробега, а обслуживание и ремонт этой турбины – после 600 тыс. км пробега. Дилерские СТО так-же знают об этом и советуют, а чаще, настаивают на том-же. Хотя заметим, есть экземпляры, прошедшие без ремонта и 1 млн. км и более, но это редкость. Такая эксплуатация сопряжена с огромным риском поломки двигателя из-за турбины в дороге, и всё зависит от эксплуатации (ТО) и нагрузок.
При ремонте турбокомпрессора для а/м ДАФ 105XF в нашей организации вы можете выбрать компрессорное колесо для установки. Следует различать три основных вида компрессорных колёс, устанавливаемых производителем на эти турбины:
- оригинал (алюминиевое колесо) определённого сплава, с “нарезкой” фрезеровкой. Является тоже в некотором плане «усиленным» (производитель — Borg Warner), их два вида;
- компрессорное колесо с фрезеровкой с титановым покрытием;
- титановое компрессорное колесо. На сегодня самое прочное по сплаву и дорогое в цене. Оно всегда с ярко выраженной фрезеровкой “нарезкой” и тяжёлое по весу, что требует определённого подхода к её балансировке.
Есть также варианты компрессорных колес китайских производителей, но мы их не рассматриваем, просто дадим справочно и для информированности, хотя заметим, на рынке этих турбин Беларуси и России, зачастую, пока такие колёса и ставят при ремонте!!! От этого и цена на ремонт турбин с такими комплектующими, соответствующая!!! т е низкая, это в лучшем случае, а бывает и приравнена к цене с более дорогими комплектующими!!! Смысл такого ремонта?
Самый простой и распространённый вариант китайского компрессорного колеса это сплав алюминия и получение конечного продукта путём литья. Понятно, что литьё не совсем подходит для предельных нагрузок. Хотя, не сказать, что эти колёса совсем не ездят.
Все остальные компрессорные колёса для этой турбины для увеличения прочности изготавливаются путём фрезеровки.
Ниже представлены компрессорные колёса для вашей информированности (Китай тоже покажем):
Роторы (валы) устанавливаются нами, как и заводом-производителем только “усиленные”!!
Кроме того, у нас Вы всегда можете выбрать и купить готовую турбину для а/м ДАФ 105XF в любом исполнении. В каталоге приведены данные турбины, имеющиеся в наличии, а также указаны цены. Самые востребованные на сегодня, это турбины в двух вариантах исполнения, с алюминиевым компрессорным колесом (аналог Borg Warner) и из Титанового сплава. Попытки от нас, по предложению на рынке турбин с алюминиевым компрессорным колесом оригинал, не обвенчались особым успехом, т к цена на такую турбину была близка к цене с лопастью из титанового сплава и выбор падал, в таком случае, на титан”. А лопасти” аналоговые алюминий”, мало чем отличаются от оригинала. Также предлагаем для приобретения картридж турбины на ДАФ 105 тоже в разном исполнении с разными комплектующими и разной ценовой политикой.
КОМПАНИЯ ТУРБОЛИДЕР г. МИНСК
тел +375 (29) 121-60-00 (9-21 час без вых)
Доверяйте ремонт своих турбин только профессионалам!
В наличии турбины также на все остальные модели а/м ДАФ
ТУРБИНЫ ДАФ XF106
DAF XF106 EURO 6