Турбокомпрессоры для а/м ДАФ 105XF дороги в обслуживании, если использовать в основном оригинальные комплектующие, но это необходимость!  Выход  из строя турбины на данный автомобиль может отразиться на работе двигателя и зачастую привести к его поломке. Поэтому подход к  ремонту и профилактике этих турбин должен быть очень серьезным и ответственным.  

Рассмотрим всё подробно и с профессиональным подходом.

Турбины на этом грузовике ДАФ 105 работают на очень больших оборотах с предельными нагрузками, и завод-производитель турбокомпрессоров  изначально, возможно, не совсем учёл это.  Зачастую поломка этой турбины ведёт к повреждению и поломке двигателя, однако иногда, хоть и гораздо реже, это тоже надо знать, происходит наоборот: двигатель, или посторонние предметы «наносят удар» по турбине — и, как следствие, происходит поломка турбины и часто дальнейшая поломка двигателя. Начнём объяснение по порядку, с более простого и тоже часто  встречающегося в практике варианта.  Что мы имеем в виду когда говорим что двигатель «наносит удар» по турбине?  Продукты разрушения двигателя (чаще небольшие части, но иногда и довольно большие куски, например, куски клапана, седла клапана и др.) летят в выпускной коллектор и проходя через корпус турбины ТКР (чугунный коллектор), повреждают (в буквальном смысле “бьют”) по лопастям турбинного колеса на оборотах (по лопастям вала по газовой части). Иногда это приводит к изгибу или  поломке ротора (вала) и повреждению колеса компрессора (воздушной лопасти), и как следствие – к полной поломке турбины ДАФ. Такое может происходить не только в случае с автомобилями ДАФ, но и со всеми другими автомобилями всех марок  – ничего нового. Почти каждый день нам привозят в ремонт турбины с подобным повреждением, на легковые и грузовые а/м. Все признаки такой ситуации часто могут быть выявлены при внимательной разборке вышедшего из строя турбокомпрессора, и желательно сразу после поломки», т е когда двигатель а/м был заглушен сразу после первых признаков такой ситуации (резкая потеря мощности, часто сопровождающаяся хлопком, синий дым из выхлопной трубы и без него и т. д.).

Следующий вариант поломки турбины не по причине «слабости» самой турбины, а по причине попадания «посторонних предметов». Происходит такое, когда со стороны воздушного тракта, вследствие его повреждения или повреждения воздушного фильтра летят посторонние предметы, песок, камни и т. д., которые повреждают компрессорное колесо (воздушную лопасть), что приводит к дисбалансу ротора,  а иногда изгибу ротора, когда всасываются относительно «крупные предметы» и далее, быстрому износу и  поломке ротора турбины, что часто и влечёт за собой так называемый «удар по двигателю», т е быстрое закачивание давления масла через поломанный ротор (вал) в интеркулер и далее, в поршневую группу двигателя. 

Основной  вариант поломки турбины ДАФ 105XF, пожалуй он и является более частым и распространённым – это поломка компрессорного колеса (воздушной лопасти) на больших оборотах из-за слабости сплава металла, или “усталости” металла лопасти. В этом случае ломает на оборотах воздушную  лопасть, далее часто ломает ротор (вал) – и тогда, как следствие, зачастую возникают дальнейшие проблемы  с двигателем, т е происходит, как выше говорили, закачивание масла под давлением в поршневую группу и как правило первый удар» принимает на себя шестой цилиндр, в котором гнёт шатун и иногда даже повреждает поверхность гильзы цилиндра и т д. 
Здесь также необходимо различать поломку лопасти и ротора из-за вопросов не только по сплаву и слабости металла, но и такую же поломку лопасти из-за износа подшипников турбины. Т.е., при износе подшипников турбины, увеличивается люфт ротора – и на больших оборотах или при переключении передачи лопасть, чуть касаясь корпуса компрессора (воздушной улитки) от резонансных явлений, ломается (часто в паре с ротором турбины).

Вот мы с Вами и рассмотрели  три причины выхода из строя турбины на ДАФ 105, одна из которых является наиболее частой. 

Особое значение описанные причины неисправности турбины приобретают для автомобилей ДАФ ХF105, так как на них турбины работают зачастую на предельных оборотах. Аналогично дело обстоит для турбин на а/м МАН TGA и TGX (430-460 л с), только в этом случае слабым местом» является ротор турбины и совсем редко, компрессорное колесо.  Именно из-за больших оборотов слабым местом турбокомпрессоров для а/м ДАФ 105XF является  компрессорное колесо (воздушная лопасть), редко и ротор турбины.  Поэтому, для оригинальных турбин производителя ККК Borg Warner на а/м ДАФ 105XF используются “усиленные роторы” и “усиленные компрессорные колёса” с применением определённых сплавов металлов и технологий.  Кроме того, для распределения нагрузок и для снижения  образования микротрещин используется так называемая «нарезка» – технологический процесс фрезерования  компрессорного колеса.

Завод-производитель турбокомпрессоров на ДАФ 105 с начала выпуска этих автомобилей постоянно совершенствует сплавы и технические характеристики компрессорных колёс, пытаясь продлить их срок службы.
Заметим и обратим внимание на то, что необходимо заменить на новый, или капитально отремонтированный турбокомпрессор, или отремонтировать турбину обратившись только к профессионалам в этом деле! после 600-700 тыс км пробега!

Теперь небольшая личная ремарка в отношении поломки компрессорных колёс турбокомпрессора и постоянного совершенствования их сплавов и технологий производства  заводом-изготовителем, чтобы сократить  количество «слабых мест» данного автомобиля, тем самым уменьшить затраты и головные боли владельцам этих грузовиков. Так вот, думаю, необходимо было изначально более корректно рассчитать взаимосвязь топливной аппаратуры, электрики (зажигания),возможно коробки и мостов, получив нужный  крутящий  момент» и все вопросы по поломке турбины и от этого далее часто двигателя, были бы исключены в таких больших объёмах. Минус в этом, это меньше работы СТО и турбинным организациям и  больше проблем владельцам этих машин, это так, личное изречение.

И ещё, в эту же тему, последнее время иногда сталкиваемся с попытками накруткой» актуатора турбины для увеличения мощности двигателя, соответственно оборотов. Хочется заметить и обратить внимание, в таких ситуациях, на увеличение риска преждевременного выхода из строя турбокомпрессора по причине поломки всё того-же компрессорного колеса, ну и далее всё вышеописанное. Практиковать»  этим лучше с титановыми колёсами, но опять же риск!! и тогда, возможно, лучше раньше производить замену титанового колеса на оригинал титан»! Хотя, заметим, титановые компрессорные колёса пока “ездят” и хорошо ездят. 

Самым прочным и надёжным на сегодняшний день компрессорным колесом является “титановая лопасть” из сплава титана с определённым весом и толщиной металла. Такую лопасть начал часто применять и завод-изготовитель в турбокомпрессорах для а/м ДАФ 105XF, начиная с 2015 года выпуска.

Ремонт турбин ДАФ 105XF

Учитывая всё вышеописанное, можно сделать вывод, что необходимо вовремя проводить профессиональный капремонт турбокомпрессора на ДАФ 105XF для предупреждения его поломки и дальнейшей поломки двигателя. При ремонте турбины необходимо учитывать замену корпуса подшипников (это требуется не всегда), замену ротора турбины, всех подшипников и уплотнительных колец, замену колеса компрессора, т е  воздушной лопасти на оригинальную, или максимально близкую к оригинальной.  Диагностика турбины на ДАФ 105 при нормальной работе и эксплуатации двигателя должна проводиться, начиная с 400-500 тыс. км пробега, а обслуживание и ремонт этой турбины – после 600 тыс. км пробега. Дилерские СТО так-же знают об этом и советуют, а чаще, настаивают на том-же. Хотя заметим, есть экземпляры, прошедшие без ремонта и 1 млн. км и более, но это редкость. Такая эксплуатация сопряжена с огромным риском поломки двигателя из-за турбины в дороге, и всё зависит от эксплуатации (ТО) и нагрузок. 

При ремонте турбокомпрессора для а/м ДАФ 105XF в нашей организации вы можете выбрать компрессорное колесо для установки. Следует различать три основных вида компрессорных колёс, устанавливаемых производителем  на эти турбины:

  • оригинал (алюминиевое колесо) определённого сплава,  с “нарезкой” фрезеровкой. Является тоже в некотором плане «усиленным» (производитель — Borg Warner), их два вида;
  • компрессорное колесо с фрезеровкой с титановым покрытием;
  • титановое компрессорное колесо. На сегодня самое прочное по сплаву и дорогое в цене. Оно всегда с ярко выраженной фрезеровкой “нарезкой” и  тяжёлое по весу, что требует определённого подхода к её балансировке.

Есть также варианты компрессорных колес китайских производителей, но мы их не рассматриваем, просто дадим справочно и для информированности, хотя заметим, на рынке этих турбин  Беларуси и  России, зачастую, пока такие колёса и ставят при ремонте!!! От этого  и цена на ремонт турбин с такими комплектующими, соответствующая!!! т е низкая, это в лучшем случае, а бывает и приравнена к цене с более дорогими комплектующими!!! Смысл такого ремонта?
Самый простой и распространённый вариант китайского компрессорного колеса это сплав алюминия и получение конечного продукта путём литья. Понятно, что литьё не совсем подходит для предельных нагрузок. Хотя, не сказать, что эти колёса совсем не ездят. 

Все остальные компрессорные колёса для этой турбины для увеличения прочности изготавливаются путём фрезеровки.

Ниже представлены компрессорные колёса для вашей информированности (Китай тоже покажем):

Для информации, удельный вес титана 4,5, удельный вес алюминия 2,7. Вот разница в отношении компрессорного колеса  из сплава титана и алюминия. Но из-за гораздо высокой удельной прочности титана по отношению к алюминию толщина лопастей компрессорного колеса из сплава титана в разы меньше, но в пропорции в итоге, вес оказался увы, больше чем алюминиевое колесо. Но у титана довольно низкая теплопроводность, тоже нюанс! Медленный  нагрев» и такой же медленное остывание».  И далее, что немаловажно, с профессионального взгляда и опыта, проинформирую  многих. Заводом-производителем турбокомпрессоров в течении нескольких лет была взята толщина лопастей компр. колеса, как у нынешнего титанового и применена к алюминиевому колесу, но с покрытием титаном по определённой технологии.  Да, колесо вышло гораздо прочнее и сравнительно легче. Но увы, не пошло, а точнее, не поехало. Титановое покрытие начало облазить» по разным причинам и вот проблема, вплоть до отзыва машин для бесплатной замены турбин. Возможно, не совсем верно была выбрана технология покрытия, да, это сложно. Поэтому далее, компрессорные колёса титан». Много информации дал для понимания, можно было бы подробнее, но не думаю что есть большой смысл в этом. Основные нюансы мы обсудили. Знаю, они были известны далеко не всем и даются эти знания только опытом и подходом к работе. Вернёмся к дальнейшему информированию, ниже.

Роторы (валы) устанавливаются нами, как и  заводом-производителем только “усиленные”!!

Ещё необходимо знать в отношении этих турбин, выпускались они в зависимости от года выпуска, без термоизоляции и с термоизоляцией, так называемой «шубой», утеплителем в виде визуально толстой фольги на коллекторе турбины.
Вы всегда можете за один день отремонтировать у нас Вашу турбину на высоком профессиональном уровне и современном оборудовании.
Замечу, или повторюсь, ремонт данного турбокомпрессора необходимо производить не с заменой ремкомплекта, как нас иногда  просят, а с заменой почти всех комплектующих, а это часто,  корпус подшипников турбокомпрессора и всегда обязательно: усиленный ротор (вал), все подшипники, упл кольца и компрессорное колесо –  желательно титан, алюминий завод или очень близкое к этому и обязательно с фрезеровкой «нарезкой». Такой ремонт, с заменой всего,  не может стоить 200 или 300 долларов, как понимаете. И цель профессионального подхода к ремонту данного турбокомпрессора, заменить всё и на выходе получить почти ту же новую турбину, но примерно в два раза дешевле чем  новая!! Другого не дано. И заметим, речь о ремонте или замене не поломанной турбины, а после определённого пробега! Такой отдельный подход необходим к обслуживанию только турбин к данному автомобилю, с целью предупреждения его поломки и далее зачастую поломки двигателя из-за этого.  Замена или обслуживание турбины через 600 тыс км пробега! 

Картриджи для турбин ДАФ 105XF. Титан компрессорное колесо и Алюминий фрезеровка (аналог Borg Warner)

Кроме того, у нас Вы всегда можете выбрать и купить готовую турбину для а/м ДАФ 105XF в любом исполнении.  В каталоге приведены данные турбины, имеющиеся в наличии, а также указаны цены. Самые востребованные на сегодня, это турбины в двух вариантах исполнения, с алюминиевым компрессорным колесом  (аналог Borg Warner) и из Титанового сплава. Попытки от нас, по предложению  на рынке турбин с алюминиевым компрессорным колесом оригинал, не обвенчались особым  успехом, т к цена на такую турбину была близка к цене с лопастью из титанового сплава и выбор падал, в таком случае, на титан”. А лопасти” аналоговые алюминий”, мало чем  отличаются от оригинала.  Также предлагаем для приобретения картридж турбины на ДАФ 105 тоже в разном исполнении с разными комплектующими и разной ценовой политикой.

КОМПАНИЯ ТУРБОЛИДЕР г. МИНСК

тел +375 (29) 121-60-00 (9-21 час без вых)

Доверяйте ремонт своих турбин только профессионалам!

В наличии турбины также на все остальные модели а/м ДАФ

ТУРБИНЫ ДАФ XF106

DAF XF106 EURO 6


Добавить комментарий